http://www.kontrast.org.ua/news/1443.html 1.3 Мотивы зооагрессии. Можно указать несколько наиболее распространенных мотивов зооагрессии: § мотивы, связанные с расстройствами психики и поведения; § познавательные мотивы (любознательность, интерес); § императивные мотивы (из официальной санкции); § корыстные мотивы (браконьерство, кража животных); § враждебные мотивы (смещенная агрессия в виде мести); I. К мотивам, связанным с расстройствами психики и поведения,относят побуждения, вызванные психическими заболеваниями или их проявлениями. К наиболее распространенным расстройствам психики, предполагающим жестокое отношение к животным, является садизм. Э. Фромм определяет его как гедонистическое побуждение человека полностью и абсолютно поставить под свой контроль живое существо, будь то животное или другой человек. Садизм в отношении животных проявляет себя в двух категориях поступков: а) зоосадизм, т.е. получение сексуального возбуждения и удовлетворения от избиения и истязания животных. Зоосадизм есть разновидность зоофилии в сочетании с садизмом. б) садизм, связанный с несексуальными гедонистическими мотивами (получение несексуального удовольствия от мучения животных). Итак, рассмотрим зоосадизм. Это извращение полового влечения, парафилия, характеризуется стремлением причинять физическую боль или нравственные страдания животным, когда «дети получают удовольствие… [наблюдая], как гибнет раздавленное насекомое, раненое животное». В некоторых случаях у ребенка при виде истязаемого животного происходит самопроизвольная эякуляция. Я. Голанд приводит пример одного из пациентов своей клиники. «Удовольствия [он] испытывал и при виде расчлененных трупов, жертв дорожных аварий, агонизирующих людей и животных… И надо было такому случиться, однажды Арнольд [псевдоним пациента] увидел какого-то пьянчужку, который на дереве глумился над кошкой: издевался над ней, а потом задушил. От увиденной картины подросток испытал почему-то не потрясение, а сильнейший оргазм с эякуляцией… На следующий день он вновь пришел к тому дереву, залез, съехал с него и получил еще один оргазм. С этого самого времени Арнольда стали интересовать только картины садистского содержания». В других случаях страдания животных вызывают у подростка половое возбуждение на фоне которого стимулируется оргазм (с последующей мастурбацией и оргазмом). «Как-то ко мне привели 12-летнего мальчика,- рассказывает психиатр А. Бухановский, - его мама была в ужасе: он убивал животных, причем не просто убивал, а растягивал этот процесс во времени - он их распинал. Ежиков, котят, щенят... При этом, наблюдая за их мучениями, он онанировал. Мы работали с этим мальчиком почти 12 лет, сейчас ему 24. Он сам все нам рассказал. В том числе и о своих фантазиях — убивать не животных, а людей». Рихард фон Крафт-Эбинг описывает своего пациента, вспоминавшего что в детстве «описания боя быков и других истязаний животных вызывали у него половое возбуждение». Подросток получает иногда сексуальное удовлетворение, имитируя половой акт с животным. Эта имитация происходит в форме введения во влагалище животного посторонних предметов. Вот несколько таких случаев. «Смертельное повреждение 4 телят и коз с помощью заостренной палки. Преступник — 19-летний парень, перенесший на 4-м году менингит и сделавшийся после того имбецилом. Он сознался, что совершил преступление из чувства сладострастия… 18-летний пастух с очень ограниченными умственными способностями» при помощи палки нанес повреждения заднего прохода осла. В перечисленных случаях, заключает Рихард фон Крафт-Эбинг, истязание животных является, по-видимому, эквивалентом нормального полового акта с женщиной, невыполнимого вследствие каких-либо причин. Садизм не всегда связан с получением сексуального удовлетворения. Он может проявляться и в несексуальных формах, как-то: обретение чувства власти над животными посредством их истязаний, жестоких игр на ловкость, меткость, жертвами которых оказываются животные. В данном случае ведущими эмоциями становятся чувство превосходства, соперничества, игровой азарт. Приведем в пример рассказ одного из таких истязателей. «Когда я был подростком, я и один мой приятель любили мочить на стройке кошек, оправдывая это тем, что кошки - бесполезные твари и разносчики инфекции. У этой стройки был подвал с земляным полом и это было нам на руку... поначалу мы не могли наблюдать, как дохнет кошак. И мы просто ложили "пациента" в пакет, закапывали, и раскапывали минут через 40. Потом мы начали запасаться лезвиями, и вскрывать тушки, ведь было ужасно интересно посмотреть, что там внутри. На 4-й жертве мы поняли, что смерть через закапывание нас перестала устраивать. И мы начали их вешать (обязательно нужно привязать к хвосту что-то тяжелое, или тянуть за хвост, а то может болтаться живым целый час), топить, и швырять в них заточенные электроды с привязанными к ним перьями (предварительно примотав кота проволокой к деревянному ящику). Позже, даже запихивали котяре в рот большую петарду, и поджигали (главное отбежать в нужную сторону....) Эта стройка находилась возле больницы. И в один прекрасный день одна… медсестра (наверное, видевшая, как мы, почти каждый день, носим подергивающиеся пакеты на стройку) поймала нас, и 4 часа держала нас в каком-то кабинетике. Мой дружбан… назвал ей свой номер телефона. Она позвонила его родакам. Потом его родаки - моим родителям... Короче, нас заставили показать это место... Увиденное повергло в шок всех, кроме нас. "Братской могилой" для всех мяукающих гадов была одна здоровая яма, прикрытая куском фанеры. В ней валялось около 30-ти котов. Кое-где валялись кишки (хотя мы все старались выбрасывать в яму, и котов, и их внутренности). Но в шок повергло их не это... В углу стояло 2 ящика с привязанными к ним котами... В одном торчало 3, а в другом 5 электродов (мы просто лажанулись и не убрали последствия соревнований по стрельбе)». «Соревнования по стрельбе» - это как раз садистические игровые формы поведения. - Расстройства поведения. Р. Комер в книге «Основы патопсихологии» утверждает, что «дети, страдающие расстройством поведения (conduct disorder)… часто бывают агрессивными и могут проявлять физическую жестокость по отношению к людям или животным, намеренно портить чужое имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома… Когда они становятся старше, к списку их насильственных действий добавляется изнасилование или, реже, убийство (АРА, 1994)». Жестокое поведение детей получило общее названиерасстройство в виде деструктивного поведения. Существует 13 критериев данного расстройства, в число которых входит физическая жестокость к животным. Для диагностики расстройства у подростка достаточно наличие любых 3-ех из 13-ти критериев деструктивности. При этом они должны отмечаться, по меньшей мере, полгода. Таким образом, жестокое обращение с животными само по себе не может считаться расстройством поведения. Для диагностики расстройства необходимо еще несколько критериев (например, в дополнение к жестокости подросток прогуливает уроки, участвует в поджогах, воровстве и тд.). Иногда жестокое обращение к животными встречается среди подростков, страдающих оппозиционно-вызывающим расстройством. Оно характеризуется тем, что ребенок часто спорит со взрослыми, скандалит, гневается и обижается. Для оппозиционно-вызывающего расстройства характерны реакции протеста, иногда выражающиеся в убийстве животного, принадлежащего человеку, обидевшему подростка. Жестокое обращение с животными при расстройствах поведения некоторые исследователи рассматривают как составную часть «триады убийцы» (Д. Дуглас). «Триада убийцы» - это комплекс расстройств, часто встречающийся у будущих антисоциальных личностей. К ним относят энурез (недержание мочи по ночам), склонность к поджогам и жестокость по отношению к мелким животным. Г.И. Каплан при диагностике расстройств поведения также подчеркивает важность установления этих фактов. Ю. Попов и В.Вид обращают особое внимание на связь подростковой пиромании и склонности к мучению животных. Они пишут, что среди «подростков-пироманов преобладают лица мужского пола с низким уровнем интеллекта, повышенной частотой психосексуальных дисфункций и злоупотребления алкоголем. Для них характерны также низкая дисциплина в школе, побеги из дома, жестокое обращение с животными и антисоциальное поведение». Тем не менее, полагаем, триада «энурез-поджоги-жестокость» не является абсолютным критерием будущей антисоциальной личности. Это объясняется несколькими моментами. Во-первых, пока получено мало доказательств о существовании именно такого сочетания критериев. Во-вторых, в данной триаде не учитываются другие, не менее важные критерии деструктивности. II. Мучение животных из любопытства (познавательные мотивы). Данное поведение не связано с получением удовольствия от причинения боли животному и предполагает исследовательские цели. Здесь на первый план выдвигается детская любознательность и пытливость. У ребенка действует не «инстинкт разрушения», напротив, все происходящее «одушевляется чистым интересом познания: для того, чтобы познакомиться с вещью, с ее свойствами, дитя бросает ее…точно так же дитя не может равнодушно глядеть на животных, особенно на малых (щенят, котят, на птичек) и непременно хочет взять их в руки, вообще коснуться их. То, что эти маленькие существа пищат, оказывают сопротивление, барахтаются - только повышает удовольствие игры. Дитя и не думает о том, что своими экспериментами делает больно животным, оно отдается своим экспериментам и забывает, что в его руках живое существо». А. Антонян сделал другое предположение. Он считает, что жестокое обращение с животными - это проявление интереса подростков к смерти, своеобразное изучение процесса умирания. «Мучая и убивая животных, подростки пытаются осознать грань, отделяющую жизнь от смерти», - утверждает исследователь. «Познавательная» агрессия детей нередко воспринимается взрослыми как вредное поведение и карается. В газете «Голос Череповца» описывается как раз такой случай. «У балкона первого этажа резвились дети, что-то кричали, смеялись, улюлюкали. В это время мимо проходила моя подруга. Она подошла ближе, чтобы посмотреть, что происходит. Оказалось, маленькие живодеры закидывали на балкон первого этажа крошечного беззащитного котенка. Через прутья балконной решетки пушистый комочек выползал на улицу, и тут повторялось все сначала. Детям было весело, а несчастный котенок уже едва передвигался на дрожащих лапках. Подруга отругала детей, забрала у них бедное животное и принесла мне» (Калинина, 2002). Дети, похоже, вовсе не были маленькими живодерами. Просто они были увлечены случайно придуманной игрой. Нельзя, однако, отрицать, что существует возможность перерастания познавательных мотивов агрессии в садистические, когда убийства (истязания) животных из любознательности со временем начинают приносить удовольствие и познавательный мотив утрачивает свое ведущее значение. III. Императивные мотивы. Существует понятие функциональной жестокости. Л.М. Балабанова относит к ней «массовые забои скота, отлов и уничтожение бездомных животных». Отличительной чертой такого поведения является то, что «жестокость часто не является особой личностной чертой, а носит отчужденный, с обилием защитных мотивировок, характер». Таким образом, императивные мотивы снимают запреты на убийство социально-вредных животных. Иногда этим пользуются подростки. Например, в Ялуторовском районе был зарегистрирован случай, когда для профилактики бешенства среди диких животных группа подростков жестоко убила лису, содрав с нее шкуру. Поскольку отлов и убийство лис на тот момент было легальным, никаких правовых последствий убийство животного не имело, хотя, возможно, следовало бы обратить внимание на жестокость содеянного. При наличии императивных мотивов подростки, проявляя агрессию, руководствуются официальным или неофициальным одобрением жестокости со стороны взрослых, т.е. жестокость в данном случае как бы санкционируется авторитетом. IV. Корыстные мотивы связаны с извлечением из убийства животных выгоды (браконьерство, кражи животных). V. Враждебные мотивы (ненависть к животным, смещенная агрессия в виде мести). Ненависть – это чувство сильнейшей неприязни, которое является определяющим в причинении вреда кому-либо. Месть – это намеренное причинение вреда с целью отплатить кому-то за страдания, потери, обиды. Месть может быть опосредованной и непосредственной. Опосредованная месть, означает, что один человек переносит свою агрессию по отношению другому человеку на другой объект, в частности на специально или случайное выбранное животное. Таким образом, происходит смещение агрессии, т.е. перенаправления вредоносного поведения на вторичную жертву. Именно так поступил Питер Биббингтон. Поссорившись со своей знакомой М. Томкинсон, он «забил насмерть ее кошку по кличке Socks. Другую кошку по кличке Clover он затолкал в стиральную машину», сообщает газет TheSun. Р. Королев, 17-ти лет, после ссоры со своей знакомой отправился в дом к ее родственнице, чтобы отомстить. «Там ему под руку попались кот и кошка, и парень забил их палкой насмерть…. Выйдя в крытую ограду, подросток убил еще одного кота». Подобная жестокость к животным является своеобразной формой замещения агрессии к человеку. Непосредственная месть означает причинение физического вреда животному непосредственно за его поведение, которое человек интерпретирует как вредное и достойное наказания. Такой человек как бы приписывает животному качества собственной личности – особенность, которая в нашей культуре не считается болезненной. «На памяти старых сотрудников милиции есть случай, произошедший в 80-х годах, когда молодой человек получил условный срок лишения свободы за избиение коровы. Его мать работала на ферме, и одно животное достаточно сильно ее лягнуло. Любящий сын решил заступиться за мать и наказать …корову. Он пришел ночью на ферму и избил ее палкой, а затем нанес несколько ударов ножом».
|